Шанель
СООТВЕТСТВУЕТ № 18
Королева моды родилась 19 августа 1883 года в захолустном Сомюре. Ее мать, поденщица Жанна Деволь, имела несчастье влюбиться в известного на всю округу сердцееда, коммивояжера по имени Альбер Шанель. Он согласился оформить законный брак только через год после рождения второй дочки, Габриель. Спустя 11 лет Жанна, измученная тяжелой работой и бесконечными родами, умерла. Альбер Шанель остался с кучей детишек на руках. Сыновей он поспешно распихал по родственникам, а Габриель и двух ее сестер отвез в приют при монастыре Обазин. Для Габриель это было страшным ударом. Она обожала отца: хоть он появлялся нечасто, зато всегда был так красив, наряден и весел. И вот теперь она оказалась лишней в его жизни. В приюте он даже ни разу ее не навестил. Вечно угрюмая, озлобленная Габриель отнюдь не блистала успехами в учебе. В приюте воспитанниц обучали рукоделию, причем хуже всех шитье давалось именно Шанель: будущей королеве моды было невыносимо скучно подшивать и обметывать. Тем не менее после приюта Габриель без труда нашла работу швеи в магазине готового платья в маленьком городке Мулен. Там был расквартирован кавалерийский гарнизон, и молодая швея вскоре приобрела массу поклонников. Ее часто приглашали в единственное в городе кафе Ротонда. Однажды после выступления очередной певички Шанель заявила, в шутку, конечно: «Я и то спела бы лучше!» Ее поклонникам-офицерам это показалось отличной идеей. Шанель стала выступать в Ротонде и имела успех, хотя исполняла всего две песенки — Ко Ко Ri Kо и Qui qu a vu Coco. С тех пор мадемуазель Шанель и получила свое знаменитое прозвище — Коко, которое, надо сказать, она терпеть не могла. Какое-то время Габриель старалась удержаться на плаву сама, без помощи богатых покровителей. Она оказалась отличной белошвейкой, и у нее было множество частных заказов. Но Шанель не собиралась всю жизнь провести в захолустном городе. Она отправилась на модный курорт Виши и попыталась там сделать карьеру певицы, что, разумеется, у нее не получилось: она плохо танцевала да и пела посредственно. Зато именно там она завела тесную дружбу с несколькими состоятельными мужчинами. Шанель была знакома с такими знаменитостями, как Тулуз Лотрек, Ренуар, Пикассо, Дягилев, Стравинский. Многие искали общения с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной. Пикассо назвал ее "самой рассудительной женщиной на свете», мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение.
Через некоторое время Габриэль познакомилась с богатым бизнесменом Этьеном Бальсаном и вскоре приняла его предложение пожить в его замке Руайо. Богатый наследник и страстный спортсмен, Бальсан больше всего на свете любил лошадей и женщин — именно в этом порядке. Любовниц-содержанок у него было немало, но только Коко Шанель стала для него еще и другом, поскольку оказалась большой любительницей верховой езды. Специально для скачек она придумала особый костюм — первый костюм от Шанель: платье, похожее на униформу пансионерки, галстук и маленькая шляпка-канотье без единого украшения. Дамы стали заказывать Шанель маленькие круглые шляпки, и это навело ее на мысль открыть собственную шляпную мастерскую.
Бальсан отнесся к этой идее весьма скептически, но все-таки предоставил в распоряжение Габриель свою холостяцкую квартиру в Париже, где и открылась первая мастерская Шанель. Гораздо больше энтузиазма проявил друг Бальсана, молодой англичанин Артур Кэпел по прозвищу Бой. Его квартира находилась на том же бульваре, буквально в 150 метрах от мастерской Шанель.
С Артуром Габриель познакомилась в замке Руайо и влюбилась буквально с первого взгляда. Он был очень хорош собой, необыкновенно обаятелен и к тому же отличный наездник. Артур Кэпел стал самой большой любовью Шанель. Даже, пожалуй, единственной. С помощью Кэпела, уйдя от Бальсана, в 1910 году Коко открыла свой первый бутик в Париже — знаменитый салон на рю Камбон, а через три года — первый филиал в Довиле.
Создательница известных шляпок, она вскоре обращается к разработке собственной линии одежды. Вскоре у нее появился настоящий Дом моделей на фешенебельном курорте Биарриц. В чем же заключался секрет такого успеха? До Шанель женщины были погребены под километрами ткани и кружев: узкие юбки-ковыляшки, шлейфы, заметающие пыль, и гигантские шляпы, больше похожие на торты. Самой Шанель не подходили платья, подчеркивающие осиную талию и пышный бюст, — ей нечего было подчеркивать. К тому же такие туалеты сковывали движения. Она предложила женщинам совершенно новые, невиданные наряды, часто позаимствованные из мужского гардероба.
Первым шагом было создание стиля, еще не существовавшего для женщин: спортивных костюмов. Коко осмеливается показываться на пляжах в "матроске и в обтягиваюшей юбке, которые в то время называли просто: трико. Это была настоящая революция. Шанель создавала моду заново, не считаясь с тем, что принято, а что — нет. Ее всегда вдохновляло то, что нравилось лично ей и было удобно. Во время Первой мировой хороших тканей было не достать, она скупила нераспроданную партию джерси, которая считалась слишком грубой даже для мужского белья. Продавец честно предупредил ее: Поверьте, эта ткань мнется, морщится, топорщится. Вы ничего не сможете сделать из нее. Решительно ничего! Действительно, посадить джерси по фигуре оказалось совершенно невозможно. Тогда Шанель решила: к черту талию! И сшила себе элегантную куртку, а потом и платье вовсе без талии, но с шарфом на бедрах и горловиной, похожей на воротник мужской рубашки, — знаменитое «платье-рубашка», (платье-шемизье).. Габриель Шанель, испытав на себе все лишения сиротливой юности, хорошо понимала, как важно эффектно выглядеть не только состоятельной девушке. Так родился стиль Шанель — простой, практичный, элегантный.
Поль Пуаре, великий кутюрье начала века, укоротил женскую юбку и приоткрыл ступню; Габриэль Шанель идет дальше — она показывает лодыжку. А вот следствие: женщины толпятся в магазинах смелой кутюрье, которая быстро стала знаменитой. Однажды вечером она появляется в Опере с короткой стрижкой, и вскоре во Франции открывается 35 000 парикмахерских салонов! Ах, она носит туфли с закругленным носом! И красотки бросают свои ужасные остроносые туфли с тремя завязками... Великая Габриэль Шанель носит колье с жемчугом поверх пуловеров, и все женщины ей подражают. Она осмеливается на все, даже подставлять свое лицо под солнце, хотя в то время цвет загара считался вульгарным.
Все то же стремление к новаторству позволит ей быть родоначальницей женских брюк, пляжной пижамы, знаменитого маленького черного платья, изготовленного в нескольких экземплярах, которое американцы назовут "Форд с подписью Шанель", плиссированной юбки, плаща, блейзера с позолоченными пуговицами, шотландского твида, удивительных украшений, косынок, сумки через плечо, простроченной сумочки на позолоченных цепочках... Не забудем также знаменитый костюм Шанель, скопированный во все мире.
В 1915 году журнал Харперс Базар писал: «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды..» Итак, в считаные годы Габриель достигла всего, о чем мечтала когда-то: она была богата, знаменита и независима. А вот с личной жизнью все обстояло совсем не так, как хотелось бы. Ее обожаемый Артур Кэпел решил, что пора обзавестись семьей. Но модистка Коко не годилась ему в жены. Он оставил ее и в 1918 году женился на знатной красотке леди Диане Листер. А через год, накануне Рождества 1919 года, Артур погиб в автокатастрофе. Эта трагедия совершенно подкосила Габриель.
Она пришла в себя только через год, когда познакомилась в Биаррице с великим князем Дмитрием Павловичем, кузеном покойного Николая II. Дмитрий участвовал в убийстве Распутина и, спасаясь от гнева императрицы, бежал в Персию — это спасло его от гибели в 1918 году. Шанель была старше великого князя на восемь лет, что вовсе не помешало их роману. Принцы крови всегда вызывали у меня безмерную жалость, — писала Шанель. — Их ремесло, когда они его исполняют, — самое грустное из всех возможных; но еще хуже, когда они не могут исполнять его. Как и большинство русских эмигрантов, великий князь Дмитрий был на мели. Миллионерша Шанель фактически взяла его на содержание, но сделала это настолько тактично, что он не счел себя оскорбленным.
Именно Дмитрий устроил Коко встречу с парфюмером Эрнестом Бо, отец которого работал когда-то на императорскую семью. Собственные духи — такого не было еще ни у одного Дома моды, и Шанель решилась на смелый эксперимент. «Женщина, не пользующаяся духами, не имеет будущего". – нравилось повторять Коко. Она хочет создать духи, не похожие ни на одни существующие и разом покончить с претенциозными пудровыми запахами фиалки.
По ее заказу парфюмер разработал 20 образцов смешанных цветочных ароматов. Коко выбрала образец № 5. Всю жизнь она считала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу. Не случайно свои новые коллекции она всегда показывала именно пятого числа.
В то время в моде были необыкновенно вычурные флаконы — из цветного или матового стекла, с рельефными узорами. Но Шанель заказала прозрачный хрустальный параллелепипед без единого украшения. Вызывающе простой флакончик с белой этикеткой и черными буквами Chanel произвел фурор. Chanel № 5 стали, пожалуй, самыми знаменитыми духами за всю историю модной индустрии.
'Духи для женщины, которые пахнут, как женщина', - сказала Шанель о своем творении
У нее было множество романов, в том числе и с герцогом Вестминстерским, самым богатым и экстравагантным пэром Англии. Ходили слухи, что он предлагал Шанель руку и сердце. Но Коко не захотела обменять свой Дом моды на личное счастье и титул. Она заявила: Герцогинь много, а Коко Шанель — одна! Герцог вскоре женился на юной леди Лоэлии Мэри Понсонби, а Коко Шанель действительно осталась одна — в который раз.
Ей было уже пятьдесят, когда у нее появился настоящий жених - Шанель была помолвлена со своим сверстником, испанским художником Полем Ирибом. Судьба, однако, не хотела видеть Коко замужем: в 1935 году Поль Ириб упал на теннисном корте и мгновенно умер. Во время оккупации Франции гитлеровцами Коко Шанель завела роман с немецким дипломатом, через него вышла на одного из руководителей Третьего рейха Вальтера Шелленберга, , помощником командующего "СС" Генриха Гиммлера.
CHANCE
Франция буквально возненавидела ее за это, но Шанель говорила: 'Если в моем возрасте появляется любовник моложе меня на 15 лет, я не спрашиваю, какой он национальности'.. После освобождения Франции Шанель за это чуть было не посадили за связь с немцем, однако ей помог Уинстон Черчилль, друг герцога Вестминстерского.. и Шанель вынуждена была покинуть Францию…
Десять лет Коко провела в Швейцарии, а в феврале 1954 года снова объявилась в Париже, представив новую коллекцию. Своенравный Париж уже успел позабыть довоенного кумира, коллекцию приняли холодно и недоуменно. В моде был Кристиан Диор, который сделал женщин похожими на цветы, одев их в кринолин, затянув им талию и напустив многочисленные складки на бедра. Шанель посмеивалась над этой "гиперженственностью": "Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной". Тогда Шанель подготовила второй показ своих моделей - на этот раз она решила возродить собственный старый стиль. Успех превзошел все ожидания. Французы сдались: началась настоящая шанелемания. . "Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Балмэн" - так объяснила Шанель свое возвращение. Это случилось в 1957 году. После своих семидесяти лет Коко Шанель вновь и уже навсегда стала законодательницей мировой моды и при этом — в полном одиночестве. В одном из интервью она как-то сказала: Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима, а ей нужно только это. Женщина, которую не любят, — это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, — погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно.
К старости характер у Шанель стал весьма вздорным - она могла изрезать ножницами платье от другого кутюрье на своей манекенщице(Живанши). Язычок у Коко был язвительным: не стесняясь, она часто использовала крепкие словечки Она никогда не рисовала свои модели на бумаге, предпочитая работать с материалом иглой, нитками и ножницами прямо на манекенщице. Теорий у Коко Шанель не было, она просто следовала своей гениальной интуиции. Примечательно, что сама она брюки носила редко, считая, что этот мужской атрибут женщинам дается плохо. Женские колени Шанель считала некрасивой частью тела, а посему ее юбки были всегда чуть ниже колен. Габриель Коко Шанель умерла 11 января 1971 года в мансарде отеля Ритц. Ей было 88 лет. Вершина, которой она достигла в мире моды, так и осталась непокоренной. Доходы ее империи составляли 160 млн долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но "очень стильных наряда", как сказала бы Великая Королева Моды.
В настоящее время домом моды Шанель руководит Карл Лагерфельд
Афоризмы Коко Шанель За исключением материальных дел, мы нуждаемся не в советах, а в одобрении. Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новинки следует незаметно, маленькими порциями. Мужчинам нравятся женщины, которые одеты хорошо, но не бросаются в глаза. Женщины, не слушающие мужчин в вопросах моды, советуясь только с подругами, часто становятся посмешищем. Зрелые и стареющие женщины должны следовать господствующей моде. Иметь собственную моду могут себе позволить только молодые женщины. Очень дорогая одежда старит. Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит, она была одета идеально Мода, как и архитектура, - вопрос пропорций Остерегайтесь оригинальности;в женской моде оригинальность может привести к маскараду Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться. Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости. Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас Так вот что такое слава:одиночество Есть время работать, и есть время любить.Никакого другого времени не остается Мода проходит, стиль остается Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает Люди увлекаются не модой, а теми немногими, кто ее создает Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины
СООТВЕТСТВУЕТ № 24 CHANEL 5 СООТВЕСТВУЕТ № 25 CHANCE
|